Пятница, 24.11.2017, 18:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, является рациональность организации взаимодействия педагогов. Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре.

В детском саду с воспитанниками организованы следующие формы двигательной деятельности: 

·        утренняя гимнастика;

·        занятия физической культурой в помещении и на воздухе;

·        физкультурные минутки;

·        подвижные игры;

·        спортивные упражнения;

·        ритмическая гимнастика;

·        занятия на тренажерах;

·        плавание и др.

Перечисленные  формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов ДОУ.

Не смотря на проведение совместных с воспитателем физкультурных занятий и досугов, педагог, как правило, пассивно  присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий и досугов.

Как показывает практика,  многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем,   от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

Конечно, организует и проводит мероприятия инструктор. Задача воспитателя – помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а так же проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

Например, в ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством инструктора выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

В основной части занятия  физической культурой во время выполнения ОРУ, дошкольники должны усвоить показанное инструктором движение и действовать так же технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе -  оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Воспитатель может помочь ему принять правильное и.п. или исправить неверно выполненное движение. Если дети выполняют ОРУ в колоннах, то инструктор контролирует выполнение упражнений в передних, а воспитатель – в задних рядах.

При выполнении ОД воспитатель может помочь инструктору расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения упражнений.

Как известно, существуют разные способы организации детей во время выполнения ОД. При использовании каждого из них функции педагогов так же могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми и специалист, и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор занимается с одной, а воспитатель с другой группой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя -  помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки воспитатель и инструктор делят «станции» между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова (если они предусмотрены), активно участвовать в ее проведении. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой детей, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части при  подведении инструктором итогов, воспитатель так же может высказать свое мнение о том, как прошло занятие, что удалось, что не удалось, кто из детей справился с заданием.

Распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя

·        инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);

·        инструктор занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);

·        инструктор проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель с детьми занимается спокойной двигательной деятельностью;

·        инструктор занимается с одной подгруппой детей, воспитатель с другой;

·        инструктор занимается с более успешными детьми (давая им более сложные задания), воспитатель с остальными;

·        инструктор и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду с учетом возрастных особенностей детей и их интересов.

В свою очередь инструктор должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а так же самостоятельную двигательную деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней (недель) здоровья и других массовых мероприятий воспитатель – незаменимый помощник инструктора. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п.), проведения и подведения итогов.  Возглавлять подготовительную работу может инструктор, а воспитатель окажет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.

Еще одним примером сотрудничества инструктора и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

Т.о., эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

 

 

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2012

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (03.02.2014)
Просмотров: 1686 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]