Вторник, 25.07.2017, 23:34
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Воспитатель и дети: характеристика способов взаимодействия

ВОСПИТАТЕЛЬ И ДЕТИ: ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Основной признак возникновения слож­ной ситуации между педагогом и детьми - противоречия. Возникают они в связи с расхождением цели, которую ставит взрослый, и цели, которую преследуют де­ти. Вот почему так важно, чтобы педагог владел техникой анализа. Умение это поз­волит снизить число ошибок, избежать субъективизма в оценке поведения детей, выработать навыки самостоятельного решения.

Все способы взаимодействия педагога как с коллегами, так и с детьми условно делят на продуктивные и непродуктив­ные. К непродуктивным относят репрес­сивные меры, так называемое «игнориро­вание ситуации» и «ролевое взаимодейст­вие». Отметим: ни один из непродуктив­ных способов не способствует развитию положительных межличностных отноше­нии, так как в их основе лежат «включен­ные» защитные механизмы психики. Про­дуктивные способы взаимодействия, есте­ственно, создают между субъектами отно­шения долгосрочные,  положительные способствующие их личностному росту. Что относят к продуктивным способам? Речь идет о «рефлексии», «выяснении мо­тивов», «стимуле изменить поведение». Так, под ситуацией «выяснение мотивов следует понимать направленность на дру­гого человека, эмпатическое взаимодейст­вие с ним, прояснение его потребностей чувств. Разумеется, при этом потребуется сделать над собой усилие.

Какие виды, какие способы взаимодей­ствия наиболее характерны для практики? Разбирая продуктивные и непродуктивные меры, отметим:

  • агрессию прямую - физические наказа­ния, обвинения, угрозы, оскорбления - и косвенную - перенос агрессивного поведе­ния на другого;
  • раздражение, несдержанность в прояв­лении негативных чувств при малейшее возбуждении в невербальных формах по­ведения, вспыльчивость, демонстрируе­мую жестами, злобным взглядом, мими­кой, интонацией;
  • обиду в отношениях с окружающими за действительные или вымышленные действия;
  • подозрительность, недоверие, необос­нованную осторожность к окружающим.

«Игнорирование ситуации» как способ взаимодействия подразумевает такое по­ведение субъекта, при котором он делает вид, что ничего не происходит, - неприят­ная информация как бы пропускается мимо.

«Ролевое взаимодействие» зиждется на разнообразных манипуляциях, цель кото­рых - изменить любым способом (или по­хвалой, или нравоучением, или категорич­ной оценкой) в выгодном для себя свете поведение другого человека.

Под «рефлексией» понимается способ­ность обосновывать собственное поведе­ние, осознавать свои потребности, чувства, мысли, понимать себя и видеть себя глаза­ми других. Формула «Только тот, кто умеет понимать себя, может понять другого чело­века» применима к педагогу в том случае, если он принимает себя со всех сторон - как с сильной, так и со слабой. Позиция же «неприятие себя» обуславливает негативное восприятие окружающих, стремление занять авто­ритарную позицию.

Позиция «принимать себя» вовсе не означает, что человек обязан вести борьбу с самим собой, со­вершать насилие над собой. «Принимать себя» это означает уметь в своих слабых качествах найти пози­тивную сторону или выявить такое качество, которое не вызывает отрицатель­ных эмоциональных переживаний, Да, это нелегко. Да, для этого нужны определен­ные шаги к себе самому, необходимо осо­знать то, что происходит именно с тобой. Однако как? В психологии выделяют пять шагов рефлексии.

Первый шаг. Осознание того, что проис­ходит с собственным телом. Телесные ре­акции первичны, поэтому именно эти ре­акции дают точную информацию о ситуа­ции. Вначале человек краснеет, бледнеет, дрожит или, наоборот, расслабляется, чув­ствует прилив сил. Только потом «включа­ется» анализ ситуации. Если при этом че­ловек обращает внимание на то, что проис­ходит с ним, с его телом, у него появляется возможность не допустить ошибки.

Второй шаг. Осознание собственных чувств и эмоций. Вербализация чувств в форме «Я-высказывание», с одной сторо­ны, снимает эмоциональное напряжение, а с другой - дает возможность другому че­ловеку лучше понять нас.

Третий шаг. Осознание собственных мыслей. Для примера приведем два выска­зывания. Сравнение покажет существен­ную разницу между ними. Первая фраза: «Я чувствую, что вы меня не понимаете» - нерефлексивна, в ней кроется скрытое об­винение. Вторая фраза: «Когда я думаю, что вы меня не понимаете, я теряюсь (вол­нуюсь, у меня опускаются руки, я удивлен, я расстраиваюсь и т.п.)» - отделяет чувст­ва от мысли: «Когда я думаю, что вы меня не понимаете...». К тому же у каждого че­ловека могут возникать разные чувства.

Четвертый шаг. Осознание собствен­ных потребностей. Ответы на во­просы «Что я хочу?» или «В чем я нуждаюсь?» дают возмож­ность четко сформулиро­вать просьбу к другому человеку.

Пятый шаг - осозна­ние собственных дейст­вий предоставляет воз­можность увидеть себя со стороны глазами дру­гих людей. «Выяснение мотивов» - это такой способ, благодаря которому педагог имеет воз­можность понять чувства и по­требности каждого ребенка, заглянуть ему в душу. Представьте такую ситуацию: средняя группа, накрывают столы для ужина. Один из воспитанников, заглянув в тарелки, ложится на пол, прикрыв голову руками, и кричит: «Я это есть не буду!». Если педагог делает вид, что ничего не происходит, то его действия диагностиру­ются как «игнорирование ситуации». Если констатирует: «Будешь так плохо вести се­бя, не пойдешь на прогулку» - уже как «репрессивные меры». А вот обращение: «Ты же умный мальчик, встань, пожалуй­ста, перестань плакать и съешь совсем не­много» - это уже «ролевое взаимодейст­вие». К «выяснению мотивов» отнесем та­кую фразу: «Тебе не нравится эта каша, ты боишься, что я заставлю тебя ее есть?».

Стимул «изменить собственное поведе­ние» направлен на признание собственной ошибки или неправоты, на проговаривание тех действий, которые могут изменить обстановку, разумеется, на положитель­ный исход. Однако признаемся: взрослые редко приносят извинения детям. Более того, не только ждут, но и часто требуют, чтобы дети просили прощения.

С детьми надо разговаривать откровен­но и честно, понимая их внутренний мир, разделяя их переживания. Минуты огор­чения и обиды дети переживают так же сильно, как и взрослые. Ребенок, которому приносят извинения, на всю жизнь за­помнит этот справедли­вый акт. Поэтому ему будет легче осмыслен­но, а не под давлени­ем или приказанием попросить проще­ния у взрослого. Прием оздоровит не только ситуа­цию, но и сами от­ношения,    снимет напряжение, создаст условия для длитель­ных   положительных отношений.

Чтобы научиться про­дуктивным способам взаимо­действия, педагог должен знать, применять на практике, как сказано выше, технику анализа способов взаимодействия с субъектами профессиональной деятель­ности. Алгоритм подобного анализа вы­глядит следующим образом:

1.Записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я могла бы сказать ребенку в этой связи?». Формулировка дает возможность анали­зировать собственные высказывания и по­ведение.

2.Поставить диагноз решению. Для это­го необходимо каждое записанное предло­жение соотнести с одним из шести видов взаимодействия («репрессивные меры», «игнорирование ситуации», «ролевое вза­имодействие», «рефлексия», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение»). Тогда появится возможное - увидеть соотношение общения - продуктивного или непродуктивного.

3.Выбрать подходящий для решен: ситуации продуктивный способ и подобрать необходимые слова.

Применима ли данная техника анализ на практике? Сошлемся на такой пример. Зима. Дети на прогулке. Педагог разъясняет: «Снег есть нельзя». И тем не мен один ребенок, как бы не слыша слов взрослого, начинает ходить по сугробам и слизывать снег с рукавиц. Что примерно может сказать в данной ситуации педагог: «Еще раз говорю: есть снег нельзя, ты болеешь!». В этом высказывании кроется ролевые установки. Педагог не выходит за рамки своей социальной роли, поэтому: фраза эта диагностируется как «ролевое взаимодействие». Если приказ звучит грозно: «Сейчас же, немедленно прекрати есть снег! Иначе тебя накажу!», уже «репрессивная мера». Чтобы решить си­туацию продуктивно необходимо    определить, как действует ребенок: радостно? так, чтобы привлечь внимание взрослого демонстрирует агрессию? Если получает удовольствие, педагог проясняет мотив, которым он руководствуется: ты хочешь поиграть в интересную игру со снегом?» («выяснение мотива»). Если делает назло, следует спросить: «Ты рассердился, потому что...?» («выяснение мотива»). Продуктивные способы взаимодействия развивают педагогическую чувствительность к детям и вызывают у них эмоционально положительный и интеллектуальный отклик.

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (12.01.2015)
Просмотров: 855 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]