Понедельник, 25.09.2017, 21:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ САМОУВАЖЕНИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Самоуважение — одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребенка.

Они влияют на его активность в достижении любых целей, Уверенный в себе ребенок внутренне ориентирован на приложение су­щественных усилий для получения высоких результатов, Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Так, уверенные в себе ученики началь­ной школы, считающие, что они должны учиться на четверки и пятер­ки, могут уделять подготовке домашних заданий много времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают, что все равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются приклады­вать усилий к выполнению домашнего задания. "Зачем делать это, если все равно не получится", — вот что часто думают такие ребята. Вследствие подобных рассуждений сбывается так называемое "самореализующееся пророчество".

Уверенность / неуверенность в себе влияет собственно на поста­новку жизненных целей.

Уверенные в себе дети ставят себе цели, которые находятся на верхней границе их возможностей, требуют приложения существен­ных усилий, но вместе с тем доступны. Они хотят хоро­шо учиться в школе, на пятерки и четверки.

Неуверенные в себе ребята обычно либо мечтают о недостижимых для них в существующих условиях результатах, либо, наоборот, не стремятся к сколько-нибудь значимым успехам. Нередко такие дети счита­ют, что будут учиться на тройки. И это приводит к слож­ному противоречию: с одной стороны, ребенок сумел выполнить намеченное, и его самоуважение растет, с другой — это результат, которым трудно гордиться, поэтому самоува­жение падает. Ко всему прочему такое несоответствие является ис­точником негативных эмоциональных переживаний дошкольника.

Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоцио­нальный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негатив­ную окраску. Ребенок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, посколь­ку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.

Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить зада­ния хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруд­нений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах де­ятельности, то следует воспитывать у них чувство само­уважения и уверенность в себе.

Для воспитания этих качеств у ребенка воспита­тель может задействовать различные источники и ме­ханизмы.

И в первую очередь, это обратные связи со стороны других лю­дей — те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, например: "Какой интересный у тебя рисунок!" или "Что это нарисо­вано? Разве это дом???", либо в виде взгляда (внимательного и одоб­ряющего либо невнимательного и равнодушного), в виде движения (радостного, навстречу ребенку либо равнодушного прохода мимо него), в виде ласкового касания либо удара. Другими словами, направ­ленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации — все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает (интериоризирует) эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны — низкого. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.

Следует помнить, что позитивные связи с ребенком должны под­чиняться трем условиям. Они должны быть конкретными, искренни ми и правдивыми. Это может быть обозначено как правило КИП — правило, которым следует пользоваться для воспитания у ребенка здорового самоуважения. Хвалить искренне за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Например: "Мне нравит­ся твой рисунок, особенно то, как ты подобрал цвета для листьев и белочки" или: "Хорошо рассказал стихотворение, ты уже научился рассказывать с выражением, показывать голосом то, о чем рассказы­ваешь". Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятель­ности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрица­тельных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершен­ствованию своих умений.

Именно самоанализ и самонаблюдение являются еще одним ис­точником развития самоуважения. Анализируя результаты собственной деятельности, ребенок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растет или, наоборот, падает. Например, рисунок, нра­вящийся ему самому, поднимет и уровень уважения к себе, тогда как неудавшийся прыжок через ручеек, напротив, снизит его.

Очевидно, что взрослый может регулировать этот процесс. Для этого нужно лишь чаще обращать внимание ребенка на его удачи, но не прямо, а задавая наводящие вопросы: "А что тебе самому нра­вится в своем рисунке?", "Что ты уже научился делать хорошо?", "Ты уже научился прыгать на одной ноге?" и т. п.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педаго­гу также важно учитывать два принципа — принцип меры и принцип системы. В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личност­ное качество хорошо в определенной степени развития. Его несоблю­дение чревато появлением у воспитанника самомнения, некритичнос­ти к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всем должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребенка и причиняет ему страдания.

Принцип системы основан на том, что ребенок должен уважать не только себя, но и других людей, т. е. воспитываться в системе "Я - другие". Последствия несоблюдения этого принципа могут быть весьма плачевными. Существует вероятность вырастить за­носчивого зазнайку, который не сможет контактировать с окружа­ющими.

Все тонкости воспитания у дошкольников самоуважения необхо­димо учитывать в ежедневном общении с ними. Но помимо этого имеет смысл проводить целенаправленные занятия.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5, 2009.

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (05.07.2016)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]