Суббота, 23.09.2017, 03:15
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Требования к содержанию физкультурного занятия

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

При конструировании содержания физкультурных занятий необходимо учитывать следующее. Физкультурное занятие является одной из форм двигательной деятельности детей, следовательно, все ее компоненты могут быть представлены на занятии: постановка цели двигательной деятельности, планирование деятельности, собственно деятельность, анализ полученного результата. 

Структура физкультурных занятий предусматривает следующие компоненты:

Данная мотивация детей на освоение предстоящей деятельности;

совместное определение ее цели;

совместное планирование деятельности, выбор оборудования, партнера по деятельности, способов достижения цели деятельности;

самостоятельная деятельность детей по выполнению дифференцированных двигательных заданий;

обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин затруднений.

структура характерна для всех видов занятий – от традиционного, сюжетно-игрового до занятия-тренировки. Она обуславливает использование технологий, способствующих формированию субъектной позиции у детей в процессе двигательной деятельности.

Во время занятий, построенных на свободном выборе движений детьми, можно использовать модель, разработанную В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой. Ее суть заключается в постановке  перед дошкольником следующих вопросов:

в чем он хотел бы поупражняться  (формулирование замысла);

что из физкультурного оборудования для этого понадобится (подбор оборудования);

в каком порядке следует выполнять упражнения (система действий);

получилось ли то, что хотелось сделать (анализ действий, их соответствия замыслу).

Для осмысления и достижения ребенком цели деятельности и возникновения у него направленности на преобразование самого себя предлагается связывать содержание физкультурных занятий с действующими в старшем дошкольном возрасте мотивами и использовать разные виды мотивации на физкультурных занятиях: личностно-ситуативную, познавательно-ситуативную, познавательно-личностную, учебную.

Так, в процессе физкультурных занятий педагог создает  и использует различные ситуации, положительно влияющие на личностное развитие детей и их двигательные способности. Создаваемая ситуация выбора – это спроектированная педагогом деятельность, когда воспитанникам представляется возможность отдать предпочтение одному из вариантов заданий и способов их выполнения. (т.е. проявить свою активность, самостоятельность, индивидуальность стиля поведения). При правильном построении она позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности.

Содержание разных видов физкультурных занятий целесообразно конструировать на основе дифференцированных двигательных заданий с учетом состояния здоровья детей, уровня их физической подготовленности. Такое содержание включает в себя, кроме традиционного,  игры и упражнения для развития двигательных способностей детей, задания для развития двигательного воображения и двигательного творчества дошкольников и др. В содержание вводной части физкультурного занятия целесообразно включать циклические движения, корригирующие упражнения для профилактики нарушений ОДА и дыхательной системы организма. В содержании основной части   занятия используются ОРУ, дифференцированные двигательные задания, подобранные с учетом пола детей и уровня их физической подготовленности (ОВД), и подвижные игры с усложнением правил (при повторе). В заключительной части занятия проводятся игра малой подвижности, игровые упражнения для психоэмоциональной разгрузки, релаксационные и корригирующие упражнения.   

На физкультурном занятии наряду с репродуктивными методами и приемами разучивания физических упражнений (описание, пояснение, демонстрация двигательного действия, использование катрочек-схем с изображением упражнений) необходимо использование и поисковых методов и приемов (стимулирование выполнения упражнений путем звукового и зрительного воздействия: музыкального сопровождения, зрительного сигнала; раскрытие двигательной задачи: осмысление ее ребенком, придумывание разных вариантов упражнений; побуждение к реализации заданий по карточкам и др.)

 Процессе физкультурных занятий дети старшего дошкольного возраста общаются с взрослыми, сверстниками, познают образ движения, способ  его выполнения, играют. При этом формируется и реализуется потребность ребенка в самосохранении и развитии себя как индивидуальности. Выполнение деятельности при одномоментном функционировании игры, познания и общения обеспечивает успех, что вызывает у детей положительные эмоции, выражающие ощущение большого душевного удовлетворения, удовольствия. Т.о., физкультурные занятии способствуют эмоциональному благополучию воспитанников. Правильно подобранная для физкультурных занятий музыка так же благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на развитие двигательного воображения и творчества. Они способствуют построению нового образа, передаче его с помощью определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку.

При анализе физкультурного занятия, сконструированного на основе личностно-ориентированного взаимодействия, оцениваются  как развитие двигательных способностей детей, так и  развитие их личностных качеств.

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, 2011

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (04.08.2014)
Просмотров: 1962 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]