Суббота, 23.09.2017, 03:07
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Требования к качеству речи педагога ДОУ
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ ПЕДАГОГА ДОУ

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого раз­вития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада — формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным язы­ком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок пе­ренимает "не тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматри­вается в контексте повышения качества дошколь­ного образования.

Качество речевого развития дошкольника зави­сит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образователь­ном учреждении.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском са­ду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обя­занность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и бес­препятственно".

В современных исследованиях проблем повыше­ния культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педа­гога относятся:

  • качество языкового оформления речи;  
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания вы­сказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нор­мы русского языка: орфоэпические нормы (правила литера­турного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность  — соответствие смыслового содержания речи и ин­формации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педа­гогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точ­ности словоупотребления.

Логичность  — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрас­те закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литератур­ному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу не­обходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопусти­мо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность — особенность речи, захваты­вающая внимание и создающая атмосферу эмо­ционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воз­действия на ребенка. Владение педагогом раз­личными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произ­вольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу сле­дует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются ос­новы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словар­ного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него на­выки точности словоупотребления, выразительности и образ­ности речи.

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога пред­полагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет спе­цифики дошкольного возраста нацеливает педагога на форми­рование у детей культуры речевого поведения (навыков обще­ния, умения пользоваться разнообразными формулами рече­вого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести пра­вильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешности ра­боты по речевому развитию детей в ДОУ.


 По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3, 2009.


Категория: педагогам | Добавил: Вероника (13.01.2014)
Просмотров: 718 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]