Суббота, 23.09.2017, 03:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Тематические прогулки - трудовые акции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК -ТРУДОВЫХ АКЦИЙ

Трудовая акция (субботник) – ограниченная по месту и времени проведения специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.

Особенности планирования прогулок – трудовых акций: преобладание трудовых поручений; включение разных по организации форм труда на улице в соответствии с сезоном и погодными условиями при сохранении общей двигательной активности детей. 

Цель и задачи таких прогулок определяются воспитателем исходя из приобретенных навыков и трудовых умений воспитанников, а так же из их физических возможностей.

Подобные прогулки следует проводить регулярно, но не чаще двух-трех раз в месяц, поскольку значительное количество времени должно отводиться занятиям трудовой деятельностью с определенной целью. Для того, чтобы не утомить детей однообразием, стоит подобрать несколько видов трудовых поручений, которые последовательно меняются и логично связаны между собой.

На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе – это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Следует подводить их к пониманию необходимости такой деятельности, воспитывать желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. Во время таких прогулок воспитанники учатся работать в коллективе, сообща.

Помня, что труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость, воспитатели каждой возрастной группы должны позаботиться об условиях для трудовой деятельности в соответствии с возрастом воспитанников.

Так детям младшего дошкольного возраста поручают простейшие задания: сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Воспитанники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях, рыхлят землю, вместе с взрослым выращивают овощи и цветы, при копке очищают почву от камней и палок, систематически поливают грядки и клумбы, собирают овощи.

Старшие дошкольники, в свою очередь, учатся трудиться во все времена года. Осенью на участке они могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений и сгребать листья. Дети участвуют в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников. Зимой воспитанники могут убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. С наступлением весны дошкольникам поручают перекапывать и рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями. Летом они могут рыхлить землю, поливать, пропалывать, прореживать растения, собирать урожай. Дошкольников учат правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Следует помнить, что максимальное время, отведенное для выполнения старшими дошкольниками трудовых действий на прогулке, не должно превышать 40 мин.

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных возможностей и особенностей.

Детям необходимо разъяснять правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывая у них определенные трудовые навыки. При  организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

  • работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня;
  • оборудование и  инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиями и правилам охраны жизни и здоровья детей;
  • категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие.

Прогулки – трудовые акции могут содержать сюрпризные моменты: неожиданное задание детям, встреча с персонажем сказки или любимым героем, наблюдение за работой дворника. Трудовую акцию предваряет наблюдение, объект которого может подвести к необходимости ее проведения. От воспитателей такая прогулка требует предварительной подготовки. Особое внимание нужно уделить выбору необходимого инвентаря, продумать размещение детей при совместных трудовых действиях.

Прогулка – трудовая акция, как правило, носит плановый характер, но бывают случаи, когда такой десант нужно «срочно вызывать на помощь» (выпал снег и дворник не справляется с уборкой).

В таких прогулках четко прослеживается экологическая направленность. Например, старшие дети под руководством воспитателя осенью могут закопать на участке органический и неорганический мусор, отметить эти места табличками, а весной раскопать и сделать выводы.

Этапы прогулки – трудовой акции

  • предварительная работа (в зависимости от темы: беседа, чтение, изготовление необходимых атрибутов, рассматривание картин, иллюстраций и т.д.);
  • рассказ воспитателя, наблюдения на прогулке;
  • трудовые действия;
  • любование результатами совместного труда;
  • наблюдение за изменениями на другой день, через неделю (в зависимости от темы).

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 12, 2013.

 

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (10.11.2015)
Просмотров: 544 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]