Понедельник, 25.09.2017, 21:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Технология развития эмоций детей в совместной с педагогом деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ С ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(старший дошкольный возраст)

Задачи.

  • Совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых.
  • Стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.
  • Учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, интонации голоса, позы), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.
  • Развивать способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие, сорадование.
  • Обогащать словарь эмоциональной лексики, подбирая синонимы, выделяя оттенки настроений, прослеживая ассоциативные связи с цветом.
  • Развивать стилистических форм речи детей; учить понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов.

Средства решения задач.

1.Эмоционально-экспрессивные игры.

«Сурдопереводчики».

Воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики, пантомимики. Подчеркивает, что осуществляя перевод, важно следит за выразительностью движений. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п.

«Живые картинки».

Для проведения этой игры желательно оформить занавес и возвышение, типа театральной сцены. Воспитатель предлагает подготовиться к показу «живых картин», а именно продумать сюжет, позы, жесты, выражение лица, одежду, украшения и т.д. По мере необходимости оказывает помощь. Во время проведения игры дети сидят на стульях. Занавес открывается только тогда, когда ребенок полностью готов к показу. Зрители, рассматривая «живые картины», пытаются определить их названия.

«Маленький народ».

Содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса «Маленький народ». Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.

2.Использование художественной литературы, особенно пейзажной поэзии, где передаются различные настроения, связи между переживанием человека и состоянием природы.

 3.Беседы, игры  с использованием пиктограмм (символическое изображение настроений).

«Поговорим о настроении».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень разное выражение лиц можно увидеть в магазине, в автобусе, на улице и т.д. Просит назвать известные им эмоциональные состояния. Затем показывает вырезанные из журнала изображения людей. Деть к каждой картинке подбирают соответствующую пиктограмму. Предлагает задания, типа «собери человечков: веселого, обиженного, злого».

«Раз, два, три, нужное место найди».

Воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

 «Книга  настроений».

Детям раздают заранее подготовленные пособия – книги, страницы которых имеют прорезь виде квадрата (круга). Сзади прикрепляется диск с изображением пиктограмм (5 – 7 символических изображений). Каждая пиктограмма должна быть хорошо видна  в прорезях. Детям предлагают дать название книги и заполнить все страницы сюжетными рисунками, передающими различные эмоциональные состояния героев. Можно обмениваться такими книгами и подбирать пиктограммы (посредством вращения диска), соответствующие сюжету той или иной страницы.

Создание «Книги настроений» м.б. в качестве домашнего задания.

4.Работа в альбомах «Радуга настроений» - учить устанавливать ассоциативные связи с цветом.

Детям предлагается создать рисунки на темы: «Радостное настроение», «Мне грустно», «Что меня удивляет» и т.п.

5.Создание альбома «Они живут среди нас» с целью научить детей понимать и адекватно использовать фразеологизмы.

После знакомства детей с произведениями, содержащими собирательные образы (А.Барто «Вовка – добрая душа», «Девочка – ревушка»; Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка»; Братья Гримм «Золушка»; С. Маршак «Вот какой рассеянный»; Я Аким «Неумейка»; С. Михалков «Фома»; сказка «Крошечка – Хаврошечка» и др.), можно создать альбом «Они живут среди нас». Каждый рисунок основательно продумывается вместе с детьми: фон, поза, выражение лица, окружающие предметы и т.д.

 

По материалам «Дошкольного воспитания» № 1, 2003, № 1, 2015, № 6, 2016.

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (06.06.2016)
Просмотров: 101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]