Понедельник, 20.11.2017, 14:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Технология развития эмоций детей в совместной с педагогом деятельности

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ С ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(средний дошкольный возраст)

Задачи:

  • Расширять опыт эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.).
  • Развивать эмоциональную экспрессию, ее механизмы: невербальные (мимические, пантомимические, жестикуляционные).
  • Формировать основы выразительности внешних эмоциональных проявлений.
  • Пополнять «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, настроения, оттенки настроений, конкретизирующими эмоциональные состояния.
  • Учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения (переходы) в настроении, развивать эмоциональную идентификацию.

Средства решения задач.

1.Сенсорные игры.

«Кто в домике живет».

Воспитатель готовит несколько картонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие и т.п. Дети, ощупывая предмет, выражают мимикой, движениями свои впечатления от «посещения» того или иного домика.

«Вкусно – невкусно».

Воспитатель предлагает закрыть глаза и мимикой выразить свои вкусовые ощущения. Дает попробовать кусочки разных овощей и фруктов.

«Как много запахов вокруг».

Воспитатель предлагает закрыть глаза и показать мимикой, приятный или неприятный запах дети вдыхали. Затем дает понюхать корочку апельсина, дольку чеснока, листик мяты и т.п.

2.Эмоционально-экспрессивные игры -

воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных персонажей путем персонификации и т.п. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный подсказывающий и направляющий характер.

«Кошка и котята».

Суть игры заключается в повторении «котятами» различных действий, показанных «кошкой».

«Передай движениями».

Содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К. Чуковского «Тараканище», «Айболит», «Мойдодыр»; С. Маршака «Котята», «Перчатки» и т.д. Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям.

3.Использование произведений художественной литературы, фольклора с целью пополнения «эмоционального» словаря словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный - удивляться, страшный - бояться, злой – злиться, горе – горевать, обида – обиженный и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем нестрашный и д.); учить подбирать синонимы (радостный – веселый, грустный – печальный); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния: злой – неприятный, грубый, сердитый; веселый – довольный, смеющийся; понимать эмоциональные характеристики, представленные виде фразеологизмов: Маша – растеряша, девочка – привередница, добрый доктор Айболит и др.

4.Использование наглядных моделей – серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов, стихов, потешек.

Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение персонажа, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.

Можно сделать картонный круг с передвигающейся стрелкой и с изображением животных, людей в разных эмоциональных состояниях. Указывая на одно из них, воспитатель просит детей назвать данное настроение, подобрать слова синонимы.

5.Обращение к другим видам деятельности – изобразительной, музыкальной.

Воспитатель вместе с детьми рисует Машу – растеряшу, доброго доктора Айболита и др.; подбирает музыкальное сопровождение к сказкам и т.д.

6.Беседы с использованием пиктограммы «Книга настроений».

Ее создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам 5 – 6 альбомных листов и скрепить их посредине. Четные страницы представляют собой символические  изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные – отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы,  явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению ее содержания собственным жизненным опытом (назовите кто, что доставляет вам радость что может привести человека в состояние грусти; что значит обидеться и т.д.).

7.Выполнение заданий в альбомах «Радуга настроений» требующих передачи эмоций цветом.

Воспитатель изображает лица девочек в состоянии радости и печали, просит нарисовать одежду, которая подходит к каждой из них.

Воспитатель рисует пиктограммы и несколько кружочков вокруг них. Предлагает изобразить в кружочках предметы, события и т.п., которые могут вызвать то или иное настроение. Изображает эпизоды из сказок, предлагая раскрасить каждого персонажа соответственно его эмоциональному состоянию.

По материалам «Дошкольного воспитания» № 1, 2003, № 1, 2015, № 6, 2016.

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (06.05.2016)
Просмотров: 105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]