Понедельник, 25.09.2017, 21:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Технологии педагогического общения с родителями

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

По данным анализа, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются:

  • повышенная требовательность к родителям;
  • внушение им отрицательного образа ребенка;
  • неуверенность в своей правоте;
  • неумение воспитателя принять точку зрения родителей.

Указанные причины, бесспорно, являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому ее члену способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателей с родителями.

Сложные ситуации относятся к ряду явлений, решение которых нельзя отложить на какое-то время, поскольку от характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность ВОР с ребенком. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства.

По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием педагогов психологических особенностей личности родителей. Например, родители обижаются, что их ребенок не читал стихотворение на празднике. Действия воспитателя: похвалить ребенка за участие в празднике – отметить, что у него получилось – объяснить, что прочитать стихотворение на публике ребенок пока стесняется (боится) – сказать, что нужно поддержать малыша – предложить подобрать для ребенка несложное стихотворение к следующему празднику и прочитать его вместе с ребенком – при необходимости помочь родителям в подборе стихотворения – объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, они помогут ему преодолеть временные трудности. Т.о., чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определенными приемами эффективного общения с родителями.

Можно выделить два вида общения педагога с родителями:

  • групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованнее мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
  • дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям.

С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

  • психолого-педагогической подготовленностью;
  • коммуникативной культурой педагога;
  • личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогические общение воспитателя с родителями становится малоэффективным, либо его совсем невозможно наладить.

По признанию исследователей, большинство из них отмечают достаточный уровень психолого-педагогической подготовленности педагогов наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.

Основу коммуникативной культуры составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в  себя:

  • коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;
  • идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитатели с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в  целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно при этом помогает техника «Я-сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителями, а так же снижению напряжения.

С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что не маловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того, чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

«Я-сообщение» состоит из четырех частей:

  • Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что…», «Когда я слышу, что…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». В этой части «Я-сообщения» нужно лишь констатировать факт, избежав при этом, как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности.
  • Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека: «Я чувствую раздражение, беспомощность, огорчение, боль и т.д…»
  • В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.
  • Четвертая часть содержит просьбу  или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение.

Необходимо стараться, чтобы «Я-сообщение» не переходило в «Ты (Вы)-сообщение». Эта ошибка приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения. Например:

  • Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! – неверный вариант.
  • Я огорчаюсь, когда у ребенка нет физкультурной формы, потому что ему неудобно заниматься в обычной одежде (он потеет) и т.д. - верный вариант.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, 2010

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (30.11.2016)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]