Вторник, 25.07.2017, 23:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Среда как средство социализации личности дошкольника

СРЕДА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Социализация – это процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Один из источников социализации – первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных норм поведения в социуме.

Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения  ребенком социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа и т.д. особая роль в развитии индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Человек с самого рождения готов к восприятию окружающего мира. В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Поэтому правильно организованная предметная среда поможет взрослому обеспечить гармоничное развитие дошкольника и его социализацию.

Среда в широком смысле слова – это условия, которое государство создает для развития детей, а так же культура, традиции и обычаи народа. При более детальном рассмотрении  - это непосредственное предметное окружение ребенка.

Известно, что дошкольное учреждение – это место, где дети получают первый опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Предметная развивающая среда должна создавать условия для одновременного включения всех детей в активную познавательно-творческую деятельность, которая позволяет им в легкой и непринужденной форме получать и развивать навыки общения.

При проектировании среды очень важно учитывать особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, их личностные характеристики, половой состав группы. Обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть  комфортной и безопасной для ребенка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Кроме того, в группах раннего возраста необходимо учитывать, что дети еще не умеют взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Поэтому их место деятельности должно обеспечивать одновременное присутствие 2-3 ребенка, а так же возможность совместной деятельности взрослого и ребенка.

При создании предметно-развивающей среды полезно использование нестандартного оборудования (пособий), в т.ч. изготовленного руками воспитателей.

Так,  одним из главных условий необходимых для полноценного физического развития дошкольников, реализации потребности в движении, является благоприятное предметно-пространственное окружение. Разнообразные пособия вызывают у детей интерес к движениям, предупреждают у них развитие двигательных стереотипов, дают возможность наиболее полно самовыразиться каждому ребенку, создают фон для игры и движения. Они широко используются детьми во всех видах двигательной деятельности, как в организованной взрослым, так и в самостоятельной.

Важным является также соблюдение основных принципов построения предметно-развивающей среды развития движений детей в ДОУ:

·         принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей, т.к. каждому ребенку свойственно индивидуальное физическое и психическое развитие;

·         принципа эмоционального и функционального комфорта детей в среде (наличие переносных ширм, домиков, матов, подушек позволяют каждому ребенку найти место удобное для самостоятельной деятельности, и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния);

·         принципа системности (периодическое обогащение содержания предметной среды развития движений с ориентацией на пройденный программный материал и индивидуальные возможности детей, на обеспечение зоны ближайшего развития);

·         принципа учета требований современного дизайна и универсальности предметной среды развития движений (рациональная и целесообразная расстановка мебели, физкультурно-спортивного оборудования, инвентаря в целях создания большого пространства для самостоятельной двигательной деятельности детей).

Пособия и оборудование должны находиться в свободном доступе: на открытых полках, в передвижных контейнерах, которые легко переставляются детьми. Все элементы среды должны легко трансформироваться при сохранении общей смысловой целостности.

 

 

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 1, 2010.

 

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (22.10.2013)
Просмотров: 4084 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]