Главная » Статьи » педагогам |
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений детей в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. На основе полученных данных планируется дальнейшая коррекционно-развивающая работа по данной проблеме. Для решения задач социально-коммуникативного развития дошкольников необходимо применять некоторые эффективные методы и приемы. Так, например, "Ковер мира", который представляет собой вышитое на куске ткани (1,5 х 1,5 м) солнце с голубем, где желтый круг - символ доброты, тепла, единения, целостности; лучи — имена каждого ребенка группы (они вышиты нитками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что "все мы разные, но мы вместе", и надо быть внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь - символ мира во всем мире. Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его могут брать, раскладывать, садиться на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждать возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру и т. д.). Затем дети мирятся, произнося "мирилки". Такой "Ковер мира" позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением друг с другом возникших проблем. Удачной находкой может быть создание "Уголка настроения" для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на магнитной доске в раздевальной комнате приклеиваются фотографии всех детей группы в полный рост. У каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезанный из бумаги воздушный шарик (на каждого ребенка заготовлены по три шарика на магнитах. Цвет шарика можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет - хорошее настроение; зеленый - спокойное, ровное; синий - настроение плохое). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет. В начале этой работы дети сосредоточены только на цвете своего шарика, на своем состоянии. Но при проведении систематических бесед, анализа настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу дошкольники сами обращают внимание на настроение других детей ("Ты чего такой грустный?", "У тебя плохое настроение?") и пытаются помочь своему сверстнику ("Ты повесил синий шарик. Почему у тебя плохое настроение?", "Что случилось? Давай поиграем вместе"). Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы. Каждое утро в группе можно начать с приветствия "Минута вхождения в день". "Утро радостных встреч" (каждый понедельник после выходных дней, когда дети собираются, проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга). Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Кроме того, целесообразно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих). Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу можно использовать различные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий. Необходимо регулярно проводить занятия и этические беседы на темы "Все мы разные", "Мы рядом", "Научился сам — научи товарища", "Что значит настоящий друг?", "Учусь прощать" и т. д. Каждую пятницу можно подводить итоги добрых дел: "Шкатулка добрых дел" - за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой - синюю. Таким образом, определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим "вкладом" в общие хорошие дела всей группы. Совместно с детьми можно составить правила группы "Что можно делать, а что нельзя":
И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни. Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего позитивного микроклимата в группе - все это оказывает влияние на развитие у детей социального и эмоционального интеллекта.
По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2009 | |
Просмотров: 1641 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |