Понедельник, 20.11.2017, 14:52
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Создание позитивного микроклимата в группе детского сада

 СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диаг­ностики межличностных отношений детей в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему ком­фортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверст­никами. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое иссле­дование. На основе полученных данных планируется дальнейшая коррекционно-развивающая работа по данной проблеме.

Для решения задач социально-коммуникативного развития дошколь­ников  необходимо применять некоторые эффективные методы и приемы.

Так, например, "Ко­вер мира", который представляет собой вышитое на куске ткани (1,5 х 1,5 м) солнце с голубем, где желтый круг - символ доброты, тепла, единения, целостности; лучи — имена каждого ребенка группы (они вышиты нит­ками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что "все мы разные, но мы вместе", и надо быть внимательнее и терпимее к прояв­лению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь - символ мира во всем мире.

Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его могут брать, раскладывать, са­диться на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждать возникшие проблемы, ссоры (кто-то не усту­пил игрушку, кого-то не приняли в игру и т. д.). Затем дети мирятся, произнося "мирилки".

Такой "Ковер мира" позволяет детям разрешить кон­фликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Са­мо его наличие побуждает ребят отказаться от драк, спо­ров, заменив их обсуждением друг с другом возникших проблем.

Удачной находкой может быть создание "Уголка на­строения" для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на маг­нитной доске в раздевальной комнате приклеиваются фотографии всех детей группы в полный рост. У каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезан­ный из бумаги воздушный шарик (на каждого ребенка заготовлены по три шарика на магнитах. Цвет шарика можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет - хорошее настроение; зеленый - спо­койное, ровное; синий - настроение плохое). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к сво­ей фотографии прикрепляют шарик соот­ветствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.

В начале этой работы дети сосре­доточены только на цвете своего шарика, на своем состоянии. Но при проведении систе­матических бесед, анализа настроения де­тей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со сторо­ны воспитателя и детей друг к другу до­школьники сами  обращают внимание на настроение других детей ("Ты чего такой грустный?", "У тебя плохое настроение?") и пытаются помочь своему сверстнику ("Ты повесил синий шарик. Почему у тебя плохое настроение?", "Что случилось? Давай поиграем вместе").

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмб­лему и девиз группы.

Каждое утро в группе можно начать с приветствия "Минута вхождения в день". "Утро радостных встреч" (каждый понедельник после выходных дней, когда дети собираются, проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга). Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказыва­ют, какие события произошли в детском саду в его отсут­ствие.

Кроме того, целесообразно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуа­ции и требующие их решения (можно дать задание одинако­во раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных ка­рандаша на двоих).

Для формирования гуманных межличностных отно­шений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпи­мости детей друг к другу можно использовать различ­ные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий.

Необходимо регулярно проводить занятия и этические беседы на темы "Все мы разные", "Мы рядом", "Научился сам — научи товарища", "Что значит настоящий друг?", "Учусь прощать" и т. д.

Каждую пятницу можно подводить итоги добрых дел: "Шкатулка добрых дел" - за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой - синюю. Таким образом, определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим "вкладом" в общие хорошие дела всей группы.

Совместно с детьми можно составить правила группы "Что можно делать, а что нельзя":

  • Делись с товарищем, Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
  • Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам - научи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то по­лучилось лучше, чем у других.
  • Не завидуй - радуйся удачам и успе­хам товарища вместе с ним.
  • Если поступил плохо, попроси проще­ния и признай свою ошибку.
  • Умей спокойно принять помощь, сове­ты и замечания от других ребят. Не ябедничай, а старайся самостоя­тельно решить проблему с товарищем, умей договориться.
  • Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся вовремя оказать ему поддержку.
  • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимо­действия с родителями. С ними проводятся индивидуаль­ные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формирова­нию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошколь­ники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные спо­собы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опы­та общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего позитивного микро­климата в группе - все это оказывает влияние на развитие у детей социального и эмоционального интеллекта.

 

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2009

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (06.03.2015)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]