Вторник, 26.09.2017, 21:01
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Сон и пробуждение ребенка в условиях детского сада

СОН И ПРОБУЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

МЕТОДИКА «ВОЛШЕБНАЯ ЗВЕЗДА»

Современный ритм жизни накладывает свой отпечаток на самочувствие взрослых, испытывающих постоянное недосыпание, раздражительность, плохое настроение. Дети, в свою очередь, вынуждены приспосабливаться к миру взрослых, соответствовать современным требованиям, которые, как правило, не учитывают возможностей ребенка.

По мере того, как нарушаются законы физиологии, родители отмечают у детей перевозбуждение, частый плач, потерю аппетита, затруднения в самостоятельной организации своей деятельности. Некоторые малыши становятся заторможенными, апатичными. Все это связано с тем, что включаются защитные механизмы организма. Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду, который является важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Именно здесь расширяются сфера деятельности дошкольника и круг его общения, появляются новые люди (педагоги), оказывающие влияние на развитие и формирование его личности. В группе дошкольник осваивает новые социальные отношения, ролевые позиции, учится понимать и управлять своими эмоциями. Общий уклад жизни в детском саду и эмоциональная обстановка тоже оказывают влияние на состояние ребенка.

Педагогический процесс дошкольного учреждения насыщен разнообразными занятиями, дающими как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. У детей остается мало времени на спокойную, свободную игру и отдых. Особенно трудно приходится тем, кто посещает специализированное коррекционное дошкольное поведение (компенсирующего вида).

Сон в режиме дня.

Основными факторами гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня. Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности. Промежутки между занятиями составляют не менее 10 мин, этого недостаточно для отдыха ребенка и переключения его с одного вида деятельности.

Невозможно переоценить значение правильно организованного сна. Еще И.П. Павловым было отмечено, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем, по мнению ученого, оно не может быть достигнуто другими средствами и способами.

Одним из показателей стресса у ребенка является устойчивое отрицательное настроение или частая его смена. Другой важный признак – плохой сон, когда ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

Методика засыпания «Волшебная звезда».

Переход в состояние покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков (шума, громких голосов, иногда даже шепота на фоне тишины) и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. В качестве вспомогательных средств используются: музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога (темп, громкость, тембр, тональность).

Целью методики «Волшебная звезда» является снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности (агрессивности, враждебности), повышенной возбудимости, раздражительности и двигательного беспокойства ребенка.

Основные задачи:

облегчение перехода от бодрствования детей ко сну и от сна к бодрствованию;

создание положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов.

Рекомендуется использовать разные средства: спокойную музыку, предмет для тактильного воздействия («волшебная палочка»), тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических упражнений, декоративные элементы для создания образа «Феи сна». Данные средства могут варьироваться в зависимости от возраста и особенностей детей.

Этапы реализации методики «Волшебная звезда».

На первом этапе  - подготовка ко сну – под спокойную музыку дети раздеваются в игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания. Первые звуки мелодии способны снизить излишнюю активность и возбужденность детей, оказывают общее успокаивающее воздействие. Эту музыку рекомендуется слушать ежедневно. Музыка не должна звучать слишком громко. Однако вначале, когда дети еще возбуждены, ее нужно включить громче, затем постепенно делать тише.

На втором этапе детей просят лечь на спину и выполнить дыхательные упражнения (3 – 4 цикла) в спокойном темпе. Регулирует выполнение педагог словами «вдох-выдох». Упражнения повторяются 3-5 раз, но без музыкального сопровождения.

На третьем этапе – «Волшебный сон» - одновременно с музыкальным сопровождением педагог читает стихотворение, способствующее расслаблению. Упражнение проводит сказочный персонаж – Фея сна – воспитатель приходит к детям с «волшебной палочкой», на конце которой закреплен «заячий хвостик». Фея сна подходит к каждому ребенку и поглаживает его «волшебной палочкой» по открытой части тела (лбу, щеке или руке). Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект.

Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его состояние непременно передается детям: они спокойнее спят.

Четвертый этап – пробуждение детей после дневного сна – начинается со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. Сначала звучит только мелодия (примерно 1 мин), а затем педагог обращается к детям. После того, как все воспитанники проснулись, им предлагается, лежа в кровати, выполнить стимулирующие и активизирующие упражнения. Выполнив упражнения, дети спокойно встают с кроватей и идут по массажным коврикам, расположенным в спальне. Весь цикл пробуждения длится 6 – 8 мин.

Может меняться ход реализации методики «Волшебная звезда», но  проводиться она должна ежедневно. Обязательными ее компонентами являются музыкальное сопровождение и тактильное воздействие со словесным обращением к каждому ребенку (элемент аутотренинга). Для достижения хорошего результата содержание сценария не должно меняться в течение полутора-двух месяцев. Внедрять данную методику целесообразно с раннего возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимет ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду.

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, 2011.

 

 

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (07.02.2013)
Просмотров: 1073 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]