Среда, 26.07.2017, 09:43
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении.

Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Современные городские дети не имеют возможности для появления достаточной самостоятельной двигательной активности. На все больше ограничивается созданными условиями: 

  • замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
  • ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
  • запреты взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.п.);
  • увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
  • преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изодеятельностью и т.д.);
  •  генетической наследственностью (по последним статическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема, не смотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства.  В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч, с прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.

Т.о., одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т.п.)

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где мало свободного пространства, и, кроме того, для таких игр часто требуется несколько игроков. А если хочется сыграть одному или с 1 – 2 друзьями? Как сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей?

Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т.д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.

Серия игр для активной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства

ИГРЫ С КОВРИКАМИ

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона коврика должна быть сделана из нескользящего материала.

1.ИГРА «КЛАССИКИ»

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются на полу  с чередованием: 1-й ряд – два коврика рядом, 2-й ряд – один коврик, 3-й ряд – да коврика рядом и т.д.

Ход игры: Дети по очереди прыгают по коврикам, как по классикам.

  • 1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;
  • 2-й вариант: две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь;
  • 3-й вариант: ноги крестиком, ноги вместе, ноги крестиком

2.ИГРА «ГИГАНТСКИЕ ШАГИ»

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений.

Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры: дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

3.ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ДОРОЖКА»

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры: выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, старясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

4.ИГРА «ЗАЙМИ СВОЕ МЕСТО»

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; оречевление пространственных отношений; закрепление знаний цвета, формы.

Организация: коврики располагаются по большому кругу

Ход игры: воспитатель дает словесное указание любому ребенку, какой коврик он должен занять. После того, как дошкольник займет свое место, он сам дает указание следующему игроку; тот, в свою очередь, следующему и так до тех пор, пока все коврики не будут заняты. По сигналу воспитателя все дети разбегаются, по следующему сигналу дети занимают либо свой коврик, либо любой и рассказывают, на каком коврике он оказался.

ИГРЫ С ТИХИМ ТРЕНАЖЕРОМ

Оборудование: «тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ступней от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5 – 10 шт) длиной 1 – 1,5 м для подпрыгивания.

1.ИГРА «ДОСТАНЬ ЯГОДКУ»

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене, выше изображения ладошек, наклеивается изображение ягод.

Ход игры: по команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право – лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

2.ИГРА «ПРОЙДИ ПО СТЕНКЕ»

Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация.

Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры: дети по очереди ложатся на пол и стараются «пройти» по дорожке на стене. Начинают от пола, постепенно поднимают ноги все выше, переходя в положение «березка».

3.ИГРА «ДОПРЫГНИ ДО ПОЛОЧКИ»

Цель: развитие координации, понимание пространственных отношений (право - лево); упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы.

Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.

Ход игры: дети по очереди подпрыгивают у стены, старясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

4.ИГРА «ПУТАНИЦА»

Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право - лево); тренировка мышц плечевого пояса и рук.

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры: дети проходят по силуэтам ладошек снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право – лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

  • 1-й вариант: ребенок играет один и просто «ходит» руками по стенке;
  • 2-й вариант: дети играют в паре «Кто быстрее доберется до уловной метки?». При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, не отрывая рук от стены.
  • 3-й вариант: один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку, куда идти (например: правая – красная, левая – зеленая и т.д.)

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10, 2009

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (05.12.2014)
Просмотров: 1429 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]