Понедельник, 20.11.2017, 14:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Роль педагогической оценки в воспитании ребенка

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый че­ловек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуж­дает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к самовоспита­нию. Между тем слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими.

Самооценка ребенка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оцен­ке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем слу­чае не самой личности, так как дети, осо­бенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности на себя в целом.

Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и нака­зания. Наиболее употребляемыми вер­бальными видами оценок являются:

  • прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресован­ная непосредственно к субъекту. Например: "Молодец, ты при­ложил все старание при выполнении работы, и она получилась замечательной", "Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно", "Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало больно";
  • косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порица­нии определенных моральных качеств и поступков оценивае­мого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые мед­вежата из сказки "Два жадных медвежонка"», "Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются";
  • опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании дейс­твий и личностных качеств одного субъекта через прямую оцен­ку другого субъекта, например: "Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна", "Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея";
  • предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный го­лос" или "Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным"; т отсутствие оценки как фактор отношения к де­ятельности и личности субъекта. Из приведенных примеров можно выделить две функции педагогической оценки — ориентирующую и стимулирующую.

Оценку как стимул должны широко применять все педа­гоги ("Умница моя, у тебя получится хорошая работа", "Я уверена, ты это знаешь", "Ты вежливая и поэтому не забудешь поблагодарить!" и т. д.).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значи­тельнее. Поэтому нужно стараться прибегать именно к та­кому способу оценивания. Например: "Марина — куль­турная девочка, потому что она прикрывает рот во время кашля и просит прощения у всех при этом", "Павлик — молодец, он знает, что ножом мы не накладываем пищу на вилку, а только используем его как преграду", "Слава — умница, он вспомнил, что заштриховывать фон легче боковой поверх­ностью мелка", "Жанна — заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу". Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь другим детям ориентироваться в правильности своих действий и поступков.

Кроме подобных вербальных оценок, можно использовать специаль­ные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеаль­ный образец действия, т. е. его наглядную модель. Эти дидактические пособия выполняются в виде оценочных карт, где схематически изоб­ражены последовательности действий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте "Умывание" зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, ополаскива­ние и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расческа, зубная щетка), мытье рук после посещения туалета.

Пособие используется для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. 

Такие карты можно разработать для развития навыков культуры еды, самообслуживания, ухода за растениями, трудовых навыков и т. д. Они одновременно являются планом работы педагога и диагностикой сформированности навыков детей. Кроме этого данные пособия помогают повысить самоконтроль и самооценку детей. Решению этой задачи способствует и пособия «Абажур "Культур­ный ребенок"», где в качестве опорных сигналов изображены прави­ла культурного поведения. Пособие представляет собой куб на ножке. Так его легко можно повернуть любой из 4 граней, на каждой из кото­рых изображены способы культурного приема пищи: умение правильно держать ложку; пользоваться ножом и вилкой; пользоваться салфеткой.

Каждая картинка снабжена рифмовкой, вызывающей положи­тельный эмоциональный настрой. Абажур "Культурный ребенок" способствует сохранению в группе доброжелательной атмосферы во время приема пищи. Педагог не делает детям замечания, призывая соблюдать то или иное правило культурного поведения за столом, а просто поворачивает абажур перед ребенком нужной гранью, ори­ентируя на его выполнение. Это побуждает дошкольника соотнести свои действия с изображенными и оценить их. Такие пособия в боль­шей степени являются ориентирующими.

В настоящее время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности. Основной способ их решения — помощь детям в усвоении моральных норм, регулирую­щих поведение. Ребенок овладевает ими под влиянием образцов и правил поведения.

Образцами служим мы, взрослые, наши поступки, взаимоотно­шения. На собственном примере мы демонстрируем нравственные качества и их влияние на взаимоотношения ("В нашей группе добро­желательная, спокойная обстановка, потому что мы все вежливы и внимательны друг к другу", "У нас в группе чисто, светло, уют­но, потому что наша няня заботливая и трудолюбивая", "У нас много игр, пособий для занятий, потому что наши воспитатели добросовестные, ответственные педагоги", "Инна Алексеевна никогда не кричит и не разговари­вает грубо, так как она тактичный и культурный человек" и т. д.).

Понять и оценить качества и поступки людей детям помогает художественная литература и мультфильмы. Слушая сказку или просматривая мультфильм, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой. Дошкольники не терпят в этом от­ношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценить даже неодушевленные предметы. Эта особен­ность позволяет формировать их представления о нравственности и оценочные способности, а ребенку — соотносить свои поступки и поступки героя, представлять себя в подобной ситуации.

Усвоению норм поведения способствует нагляд­ное пособие "Хорошо - плохо", где в качестве образца используется изображение различных ситуаций, в которых герои совершают поло­жительные или отрицательные поступки. Цель пособия: качественная оценка поступка, оценочная классификация, соотнесение представ­ляемого и реального.

Для косвенной оценки можно применять наглядные пособия с изоб­ражением неправильного действия, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запре­щающим знаком, например "Бегать нельзя", "Громкие звуки запре­щены" и т. д. Выполнение правил для малышей является игрой, в ко­торой постепенно формируется привычка следовать указанным нор­мам, а к старшему дошкольному возрасту появляется осознанное их выполнение, основанное на понимании.

Опыт показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.

Принимая во внимание важную роль оценки для различных сто­рон воспитательного процесса, зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.

По материалам "Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 2, 2009

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (06.10.2014)
Просмотров: 966 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]