Понедельник, 25.09.2017, 21:47
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Реализация принципа индивидуализации в ДОО

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ДОО

Принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. В отечественной педагогике об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили еще Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Коменского.

Для реализации принципа индивидуализации в ДОО прежде всего необходимо разобраться в основных понятиях, связанных с индивидуализацией образовательного процесса:

- индивидуальность рассматривается как своеобразие, уникальность свойств личности, проявляющаяся в неповторимом сочетании черт характера, темперамента, интеллекта, способностей;

- индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а так же условий его жизнедеятельности;

- индивидуализация – это деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрел в индивидуальном опыте.

Т.о., индивидуализация образования может быть рассмотрена в следующих направлениях:

- как индивидуальная программа развития, присущая каждому ребенку кК человеческому существу, осуществляемому собственную жизнедеятельность в свое время, в своем пространстве;

- как самостоятельный вид деятельности ребенка, в ходе которого он самостоятельно и избирательно обращается к различным источникам информации (узнает, уточняет, воспринимает информацию, использует полученные данные при  решении разнообразных жизненных «проблем»;

- как синтез организуемого и самоорганизуемого обучения, в ходе которого информация, полученная ребенком из различных источников, приобретает статус субъектного (персонального) знания;

- как результат жизнедеятельности ребенка в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий.

Положения, которые следует учитывать, реализуя принцип индивидуализации

Индивидуализация – активное качество. Оно предполагает сотрудничество между ребенком и взрослым во всех видах деятельности, которые присущи дошкольному возрасту.

Существует индивидуальный стиль поведения ребенка. необходима постановка индивидуальной задачи для конкретного воспитанника в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, а так же типом темперамента и гендерной принадлежностью.

Индивидуальная траектория развития ребенка предполагает примерное построение, т.к. многое зависит от самого дошкольника. Трудно предположить, в каком темпе будет осуществляться его развитие. Результаты освоения ребенком содержания ООП ОП ДО так же являются предполагаемыми.

Принцип индивидуализации нацелен, прежде всего, на укрепление положительных качеств ребенка. Этого можно добиться, если использовать похвалу и  создание положительной мотивации.

Индивидуализация проявляется, когда ребенку предоставляется выбор, когда развивается его самостоятельность. Так, проводя время в различных центрах активности, дети сами выбирают вид деятельности.

В развивающих центрах с различным содержанием и оснащением в соответствии с возрастом детей можно проводить разнообразные виды занятий, что позволяет избежать однообразия в деятельности воспитанников. Каждый ребенок может выбрать себе партнера по игре, занятию, интересу. В центрах активности у дошкольника есть возможность не ориентироваться на готовый ответ, готовое задание, установку. Деятельность развивается согласно собственному плану. Воспитатель может просто помочь обогатить деятельность новым содержанием с помощью наводящих вопросов. Ребенок действует в малых подгруппах, в них он чувствует себя наиболее эмоционально комфортно. В обстановке, ориентированной на развитие индивидуальных способностей, у дошкольника формируется чувство значимости и инициативы. Кроме того, дети получают много положительных эмоций, испытывают удовлетворение от собственных достижений. В совместной деятельности с взрослым ребенок может ориентироваться на свой индивидуальный результат.

Как правило, индивидуальная работа воспитателя с детьми носит рутинный характер. Обычно он общается с отстающими воспитанниками в утренние и вечерние часы, когда детей не так много. В другие время педагог нацелен на выполнение Программы, работает с группой воспитанников, а не по подгруппам. В таких условиях трудно выявить особые потребности ребенка, его изюминку. Все обучение ориентировано на «среднего» дошкольника.

Чтобы решить эту проблему и придерживаться принципа индивидуализации, можно воспользоваться картой проявления индивидуальности, расписанной по дням недели, датам. Используя данную форму, воспитатель может проследить проявления активности, самостоятельности, инициативы конкретного ребенка в различных видах деятельности, выявить его предпочтения.  Анализ полученных данных в конце недели позволит педагогу увидеть, в каких видах деятельности ребенок проявляет индивидуальность в большей степени, и планировать дальнейшую работу в данном направлении.

Реализовать принцип индивидуализации можно и в ходе НОД. На первый взгляд это кажется неосуществимым. Но если у воспитателя есть определенный план занятия, то его можно гибко менять в зависимости от потребностей и интересов детей. Например:

- если, согласно плану, занятие проводится для всей группы воспитанников, то будет целесообразно предоставить дошкольникам выбор деятельности по теме;

- если по ходу занятия у детей возникают вопросы, просьбы, не имеющие отношения к теме, то воспитателю следует проявить свое педагогическое мастерство, подхватывая и развивая высказанные воспитанниками идеи, оборачивая их в русло темы;

- если воспитатель параллельно проводит наблюдение за воспитанниками, то следует располагаться не за большим столом, а сесть ближе к ним.

Следуя принципу индивидуализации образовательной деятельности в ДОО, необходимо рассматривать процесс взаимодействия всех участников в плоскости «ребенок – воспитатель – семья». Именно через грамотное построение сотрудничества с родителями можно многое узнать об особенностях, склонностях и интересах ребенка (карта интересов семей дошкольников).

Взаимодействие в плоскости «ребенок – воспитатель» так же занимает значимое место в реализации принципа индивидуализации. Знание индивидуальных особенностей детей позволяет воспитателю корректировать свою ежедневную работу, определять задачи обучения, развития и воспитания (дневник индивидуальных наблюдений за детьми).

Важно учитывать так же взаимодействие в плоскости «ребенок – воспитатель – развивающая предметно-пространственная среда».

Т.о., индивидуализация – необходимая составляющая образовательного процесса современного ДОО. Но реализуя принцип индивидуализации на практике необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами. Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, нужно поощрять его инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 11,2015

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (25.01.2017)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]