Суббота, 23.09.2017, 03:20
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Развитие у педагогов ДОУ навыков личностно-ориентированного взаимодействия

РАЗВИТИЕ У ПЕДАГОГОВ ДОУ НАВЫКОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Построение и оптимизация процесса взаимодействия – центральные проблемы гуманистической организации педагогического процесса в ДОУ.

Достижение успеха в воспитании и обучении детей дошкольного возраста напрямую зависит не только от того, насколько грамотно педагог строит процесс общения и взаимодействия с воспитанниками, чтобы они могли легко и с интересом овладевали новыми знаниями и навыками, но и от того насколько эффективно он устанавливает контакт с родителями и окружающим социумом, чтобы понять их запросы.

Взаимодействие означает общение на равных с учетом интересов и потребностей всех сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами в отличие от знаниевого подхода в условиях учебно-дисциплинарной модели. Многие педагоги, к сожалению, в своей деятельности продолжают придерживаться учебно-дисциплинарной модели, используя в основном авторитарные методы и приемы работы с детьми. Кроме того, они недостаточно открыты для продуктивного общения с родителями воспитанников и коллегами, и, как правило, сосредоточены на деятельности внутри учреждения, их внешние контакты сведены к минимуму. Все это затрудняет процесс взаимодействия с участниками образовательных отношений, и, как следствие, негативно сказывается на развитии и воспитании дошкольников.

В рамках педагогического процесса педагог воспитывает и обучает детей как непосредственно, так и опосредованно – через родителей, коллег, которые так же организуют данный процесс, но уже на других этапах развития ребенка и в других условиях. Неслучайно способность конструктивно взаимодействовать – одно из важнейших умений педагога. В современных образовательных условиях педагог должен эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми и их родителями, коллегами; должен быть открыт для построения сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами (ФГОС ДО п. 1.2.; п.1.4.; п. 2.4. «Программа направлена на:…создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей»; п. 3.2.1.(3); п. 3.2.5. (2).

Основные профессиональные качества, характеризующие педагога нового уровня:

  • проявление активной позиции и устойчивый интерес к общению, построению совместной деятельности с детьми, ориентирование на получение успешных совместных результатов;
  • умение устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении;
  • умение выстраивать общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой через разнообразные методы, формы ранты, в т.ч. нетрадиционные;
  • стремление к обсуждению с коллегами своего педагогического опыта;
  • умение конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации ДОУ;
  • готовность к постоянному личностному и профессиональному росту;
  • умение аргументировано отстаивать свою профессиональную точку зрения в общении с родителями идеей, коллегами,   администрацией ДОУ;
  • открытость к установлению контактов с коллегами;
  • умение создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений;
  • умение транслировать свои профессиональные достижения на педагогических мероприятиях разного уровня.

Данные качества могут служить критериями оценки профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия.

Для развития навыков партнерского взаимодействия воспитателя с участниками образовательных отношений необходимо решить ряд важнейших задач, среди которых можно выделить:

  • повышение личного и профессионального интереса воспитателей к партнерскому взаимодействию с участниками образовательных отношений;
  • формирование системы знаний об особенностях личностно-ориентированной модели взаимодействия , условиях ее успешной реализации в ДОУ;
  • формирование уверенности в собственном профессионализме и повышение его значимости;
  • повышение мотивации к командному взаимодействию;
  • формирование умения подбирать актуальный материал для содержательного взаимообогащающего общения, создание соответствующих условий.

Необходимые умения:

  • установление и поддержание продуктивных контактов, прогнозирование их целей и результатов;
  • способность учитывать особенности взаимодействия с участниками образовательных отношений;
  • предупреждение и педагогически грамотное решение конфликтных ситуаций, проявление гибкости в общении;
  • создание в процессе общения атмосферы совместного сотрудничества и сотворчества.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 11, 2012

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (07.07.2015)
Просмотров: 614 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]