Среда, 26.07.2017, 09:36
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Развитие эмоций у детей в совместной с педагогом деятельности

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ С ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего, ребенка». (Л.С. Выготский).

Эмоции

  • выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения;
  • способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
  • побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;
  • помогают приспособиться к ситуации;
  • сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.п.);
  • являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Педагогическую работу по развитию эмоций у детей важно строить с учетом следующих положений.

1.Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.

2.Опора на возрастные возможности и сензетивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).

3.Поэтапность педагогической работы.

Признавая важную роль каждого вида деятельности, особое значение принадлежит игре, которая, на правах «ведущей деятельности», способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить так же игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувствительный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей, поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

По материалам «Дошкольного воспитания» № 1, 2003, № 1, 2015

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (04.03.2016)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]