Суббота, 23.09.2017, 03:11
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – ТРЕНИНГИ НА РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к само­стоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Этот факт обусловливает необходимость как можно раньше на­чинать знакомить дошкольников с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному человеку.

В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребенка страх. А.И. Белоусов и А.И. Захаров указывают, что одно­временно с появлением путающих объекта или ситуации у детей воз­никает устойчивое аффективное напряжение.

Дети в таких случаях ведут себя по-разному. У од­них ощущение угрозы превращается в чувство обречен­ности, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать подъем ду­шевных и физических сил, мобилизовать активность и даже вызвать агрессию.

Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее; полностью неподготовленный дошкольник сохраняет растерянность, которая вызы­вает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс. С другой стороны, есть группа детей, которая нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые "ничего не боятся", могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникнове­ния. Поэтому их следует знакомить с источниками опас­ности, мерами предосторожности и собственными воз­можностями. Именно это и можно считать опытом бе­зопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при воз­никновении травмоопасных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он пра­вильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее "проигрывание" — наилучший способ

для преодоления чувства страха в опас­ных случаях у одних ребят и удержива­ния от поспешных, но неверных дей­ствий — у других.

Следовательно, возникает необхо­димость в разработке серии занятий, це­лью которых будет формирование пра­вильного отношения ребенка к возника­ющим травмоопасным ситуациям. В связи с этим нами был разработан комплекс практических игр-тренингов для детей шести лет "Защити себя сам".

Выбор формы тренинга не случаен, а обусловлен несколькими причинами:

  • для дошкольника включение в игру просто и естественно; дети шести лет не играют, они проживают ситуации в реальности;
  • практические знания подкрепляются яркими эмоциональны­ми переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;
  • тренинг — возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т. е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуа­ции).

Тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении зна­ний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию.

Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быс­тро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позво­ляет утверждаться в правильности понима­ния норм безопасного поведения. Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминиру­ющих. Игры типа "Раз, два, три, что опасно - найди", "Сто бед - один ответ" направлены на закрепление знаний об источниках опас­ности, причинах возникновения травмоопасных ситуаций. Углублению знаний о возможной угрозе и способах действий посвящены игры "Так, да не так", "Сам себе доктор", "Мы — спасатели" (приложение) и др.

Необходимо отметить, что роль взрослого в процессе реализации программы дидактических игр постепенно меняется: при ознакомлении с игрой — организатор деятельности; затем — непосредственный участ­ник игры; далее, на закрепляющем этапе, — советчик-консультант

Дидактические игры на развитие у дошкольников

навыков безопасного поведения

Игра "Раз, два, три, что опасно - найди"

Задачи:

  • закреплять представления об источниках опасности;
  • развивать самостоятельность, сообразительность, внимание;
  • воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться и не отбирать предметы друг у друга.

Материалы: опасные предметы: нож, утюг, вилка от розетки, стекло, горячий чай, химикаты; безо­пасные предметы: книга, паста, ложка и т. д.

Ход игры:

Выбирается Стобед, который отворачивается от группы детей и считает до 5. Дети в это время берут из уголка спасателя те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Стобед с закрытыми гла­зами отгадывает, что за предмет у каждого. Если он отгадывает, то ребенок рассказывает Стобеду, чем этот предмет опасен и как с ним правильно обращаться.

Игра "Так, да не так"

Задачи:

  • учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;
  • развивать внимание;
  • воспитывать желание соблюдать правила безопасности;
  • формировать навыки самовыражения, умения донести информацию.

Правила:

  • при возникновении опасных ситуаций демонст­рировать предмет или действие, способное с ним справиться, предотвратить;
  • возникновении неопасной ситуации — радост­ный прыжок вверх с картонной рожицей улы­бающегося человечка Улыбайки.

Ход игры:

Группа делится на две подгруппы: друзей Стобеда и спасателей. В течение всей игры "стобеды" демонстрируют различные ситуации: стоят на по­доконнике (в качестве подоконника используются детские стульчики), играют со спичками (в качест­ве спичек используются счетные палочки), вклю­чают розетку, гуляют под солнцем без панамки, болтают за столом и т. д. Спасатели реагируют в соответствии с правилами.

Игра "Мы - спасатели"

Задачи:

  • закреплять представление о травмоопасных моментах, правильных действиях в конкретных ситуациях;
  • развивать внимание;
  • воспитывать сочувственное отношение к пост­радавшему;
  • преодолевать страх в ситуации получения травмы.

Правила:

  • оказывать помощь согласно инструкции на карточке;
  • в случае сомнений обращаться за помощью к "медсестре" — воспитателю;
  • использовать только материал из "врачебного чемоданчика";
  • оказывать помощь индивидуально, по очереди, привлекая всю группу в качестве консультантов.

Ход игры:

В группу забегают Стобед и его команда. У каждого случилась беда: поранен палец, солнечный удар, ушиб, кровь из носа, прищемлен палец, удар током, ожог и т. д. Доктор Микстуркин и его помощники оказывают им помощь, пользуясь карточками-подсказками и советами группы. Материал для оказания помощи заранее подготовлен во "врачебном чемоданчике". В конце занятия — дружественное чаепитие команды Стобеда и Микстуркина с обсуждением-беседой.

Вопросы для беседы:

Какие травмы были у наших друзей? Почему с ними произошли эти несчастья? г Что можно было сделать, чтобы не попасть в беду? Почему нельзя оставлять человека без помощи? Как мы помогли в случае ожога? (Солнечного удара, пореза и т. д.) Какие материалы нам понадобились?

Что делать, если становится страшно? (Не думать о травме, а представить, как бы поступил Мик­стуркин,)

А почему нам не было страшно? (Мы знали, что делать.)

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения № 7, 2009

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (07.04.2015)
Просмотров: 1338 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]