Пятница, 24.11.2017, 17:50
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Подготовка и проведение открытых занятий в ДОУ

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ

Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей до­школьного возраста - одна из эффективных форм организации ме­тодической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особен­ности их подготовки и проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного - это специально подготов­ленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

На открытом занятии педагог демонстрирует кол­легам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конк­ретного приема или метода обучения.

Цели открытых просмотров разнообразны. Напри­мер, на занятиях по формированию элементарных ма­тематических представлений - это обучение детей решению обрат­ных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи — использование опорных схем, моделей при составлении описательных расска­зов о природе; по ознакомлению с окру­жающим миром - показ методики орга­низации интегративных занятий позна­вательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).

Открытое занятие может включать в себя "новинки"

  • научного характера;
  • представляющие интерес на региональном уровне;
  • представляющие интерес для конкретного ДОУ;
  • представляющие интерес для гостей занятия, поскольку то, что успешно использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом занятии.

К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошколь­ного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающими высокую эффектив­ность воспитательно-образовательного процесса.

Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна мо­жет относиться к содержанию дидактического материала или мето­дикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует професси­ональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учиты­вать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

Являясь формой организации воспитательно-образова­тельного процесса, открытое занятие должно содержать но­вую, особую структуру. Оно может отражать решение мето­дической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного под­хода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе. Данные занятия должны показывать (доказывать) пре­имущества, высокую эффективность инновации или тради­ции в организации деятельности детей. Кроме того, воспита­тель должен подготовить теоретический и наглядный мате­риал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.

Проводятся открытые занятия без "репетиции" в обычных ус­ловиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требова­ний к воспитательно-образовательному процессу. Накануне реко­мендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посто­ронние люди.

Занятие проходит в соответствии с планом методической работы ДОУ.

Виды мотивации педагога при подготовке открытого занятия

  • социальная - создание ситуации успеха, использова­ние похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
  • содержательная - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуаль­ной работы с детьми, создание проблемной ситуации;
  • прагматическая - усиление внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Строится открытое занятие с учетом дидактических целей: обучающей, вос­питывающей, развивающей и дополнительно-мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколь­ко они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяс­нение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстриро­вать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на сле­дующее занятие или перенося их на другую деятельность.

В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:

  • четкая организация, планирование всех частей занятия;
  • интригующее начало;
  • учет индивидуальных особенностей детей;
  • дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;
  • мотивы побуждения к деятельности.

Присутствие посто­ронних людей в помеще­нии не должно отвлекать детей, создавать диском­форт. Для посетителей обязательно готовятся ра­бочие места, которые рас­полагаются за спинами дошкольников, чтобы гос­ти их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число приглашенных должно быть ограниченным. На­блюдения показывают, что посещение таких меро­приятий хотя бы одним посторонним человеком создает неудобства и для педагога, и для детей, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.

Открытое занятие не должно противоречить программам, по ко­торым работают педагог и ДОУ в целом. Нельзя непомерно расширять содержание информационно-учебного материала.

Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по определен­ному плану.

Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сна­чала слово предоставляется педагогу — автору занятия. Он напо­минает методическую цель занятия, дает краткое описание рабо­ты по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей занятия, реф­лексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом ка­бинете.

При подготовке к открытому заня­тию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и пред­полагаемых рисков.

Таким образом, методически гра­мотная организация открытых про­смотров детских видов деятельности, в т. ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалифи­кации педагога в условиях ДОУ, ос­мыслению им передового педагогичес­кого опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и на­выки.

«Справочник старшего воспитателя» № 3, 2009

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (05.11.2014)
Просмотров: 1469 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]