Понедельник, 20.11.2017, 14:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Некоторые методы и приемы воспитания поведения дошкольника
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Воспитание поведения детей – важнейшая задача педагогов и родителей. Уровень нравственного развития ребенка определяется не только его чувствами и представлениями, но и поступками. Для воспитания поведения надо в семье и детском саду создавать условия для деятельного проявления ребенком его чувств и мыслей.

"Одними моральными наставлениями нельзя образовать сердце и волю ребенка", писал К.Д. Ушинский.

Воспитание ребенка происходит через труд как в неорганизованных видах деятельности (по поручению или просьбе воспитателя), так и через учебный труд на занятиях. Само обучение на занятиях дает возможность воспитывать у детей умение слушать взрослых и выполнять их указания, приучать к организованности, сдержанности, умению выполнять то, что необходимо и полезно, а не только то, что хочется.

Большое значение имеет режим детской жизни. Приучая детей выполнять его, активно участвовать в поддержании порядка, педагог воспитывает организованное поведение, привычку к труду, к взаимопомощи, умение выполнять несложные обязанности и др.

Игры и занятия, участие в несложном труде, выполнение режима – все это основные методы воспитания поведения детей. Моральные качества формируются воспитателем в процессе деятельности детей; он побуждает детей к нравственным поступкам, направляет их поведение, воспитывает черты характера.

Можно выделить виды занятий, содержание которых оказывает большое влияние на нравственное поведение детей:

  • экскурсии – наблюдение труда в детском саду и вне его;
  • беседы о конкретных фактах жизни детей;
  • чтение детям литературных  произведений и беседы на основе прочитанного.

На основе наблюдения взаимоотношений людей, их отношения к труду и вещам, у детей в их игровой и трудовой деятельности, на занятиях, направляемых педагогом, воспитываются нравственные представления и навыки поведения.

Важным методом нравственного воспитания является пример. Это связано с особой восприимчивостью, пластичностью нервной системы дошкольников, подражательностью и конкретностью их мышления, отсутствием собственного опыта.

Для развития сознательного отношения ребенка к окружающему, для того, чтобы он стремился подражать хорошему и избегать плохого, необходимо дать ему представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Задача педагога – выделять из окружающей жизни доступные детям и ценные в воспитательном отношении стороны, привлекать к ним внимание детей и посредством объяснения, рассказа научить осмысливать их.

Этой цели должно служить ознакомление детей с окружающей жизнью. Наблюдением труда взрослых, экскурсиями для ознакомления детей с окружающей жизнью педагоги широко пользуются как средством воспитания детей. Полученные детьми на экскурсиях впечатления, сведения и понятия, можно закреплять в повторных наблюдениях, в чтении произведений соответствующего содержания, в рисовании на темы о виденном, в беседах, творческих играх. Полученные знания, те чувства и интересы, которые создаются у детей, влияют на их поведение: оно становится более организованным, растет авторитет взрослых и уважение к ним, дети охотнее трудятся, дружнее играют.

Слово воспитателя так же может служить методом нравственного воспитания детей. Слово воспитателя побуждает ребенка к действию и поступку, заставляет удерживаться от неправильного действия. Под воздействием слова педагога ребенок старается исправить свою ошибку, вину. Слово воспитателя, его указания, оценки, которые он дает поступкам детей, побуждают их к организованности, развивают представления о хорошем и плохом, влияют на поведение.

Указания воспитателя, его оценка поступков детей должны опираться на конкретные факты, доступные детям примеры из окружающей жизни. Слово  педагога должно объяснять опыт детей, подтверждать его, соответствовать этому опыту. Тогда дети будут следовать слову воспитателя в своем поведении и в тех случаях, когда они действуют самостоятельно или поставлены в новые условия.

Т.о., можно сделать следующие выводы:

1.Для воспитания у ребенка моральных качеств можно использовать некоторые виды занятий, в частности экскурсии – наблюдения для ознакомления детей с окружающей жизнью и этические беседы в связи с фактами и событиями детской жизни и после чтения литературных произведений.

2.Эти занятия дают возможность планомерно воздействовать на детей.

3.Важнейшее звено в процессе формирования нравственного поведения – усвоение детьми (на основе конкретных фактов) элементарных обобщений, выраженных в слове.

4.Благодаря слову ребенок усваивает элементарные этические понятия. Слово служит для оформления детского опыта, через слово ребенок усваивает нормы общения, узнает о взаимоотношениях людей. Слово предваряет деятельность ребенка, направляет его поведение.

5.Успешное воздействие слова на ребенка определяется его тесной связью с реальными событиями и фактами детской жизни, с опытом детей, их практикой и наблюдениями.

Рассмотренные методы и приемы воспитания  поведения дополняют и расширяют средства воспитания поведения детей. Они должны применяться во взаимодействия с другими методами.

 

 

По материалам «Дошкольного воспитания № 4, 2008.

 


Категория: педагогам | Добавил: Вероника (12.11.2013)
Просмотров: 1950 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]