Суббота, 23.09.2017, 03:12
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важным элементом образовательного процесса ДОУ являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает  в себя  наблюдения, трудовую деятельность, игровую деятельность, двигательную деятельность и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки. 

Для того, чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей необходимо тщательно спланировать их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на прогулочном участке.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагает обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. Наряду с традиционной структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.

Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.

Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов  детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.

Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной  работы с воспитанниками.

Двигательная деятельность на прогулке тоже объединяется с игровой, при этом воспитатель обязательно регулирует нагрузку, наблюдая за состоянием детей.

Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Так же необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка – это наиболее доступное средство закаливания детского организма.

При выборе вида прогулки не следует отказываться от традиционной формы ее проведения. Более того, прогулки с традиционной структурой должны занимать большую часть времени в практике организации работы с детьми. Но наряду с этим можно использовать еще пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки-трудовые акции.

 Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок – 2-3 в год. если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.

Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню знаний, Дню города, Дню победы и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. при организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.

Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.

В прогулках трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии  сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе – это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель их подводит к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (уборка веранды от песка, листьев, снега и пр.).

На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы – это результат совместного труда всех.

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 9, 2013

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (12.10.2015)
Просмотров: 394 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]