Понедельник, 20.11.2017, 14:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

ИКТ-компетентность - требование профессионального стандарта педагога

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ - ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Согласно ФГОС ДО (Пр. Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155), педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, которые предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • поддержку индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Пр. Минздравсоцразвития России от 26.08.201 № 761н), предписывает педагогу, занимающего должность воспитателя, в том числе знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Пр. Минтруда России от 18.10.2013 № 554н), так же отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Использование ИКТ в образовательном процессе расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями. Однако внедрение ИКТ в образовательный процесс становится возможным при повышении профессиональной информационной  культуры самого педагога.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому - повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютеров и прочих технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование - логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Различного рода исследования показали, что компьютер может служить мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Однако, несмотря на то, что большинство людей имеют дома компьютер, мало кто использует его потенциал для развития и обучения детей. Так, по результатам анкетирования родителей средней группы оказалось, что около 90% семей имеют дома компьютер, однако в лучшем случае он используется ребенком для просмотра мультфильмов и игр.

Таким образом, нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно-эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития. В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых.

Выделяют следующие дидактические принципы применения компьютерных технологий:

  • принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки.
  • принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой.
  • принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
  • принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников.
  • принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения - различных по содержанию и способам осуществления.
  • принцип наглядности называется также принципом интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнооб­разными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности.
  • принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.), реализовывать интерактивный диалог ребенка с компьютером.
  • принцип когнитивности коммуникации является новым по сути и присущ только компьютерному обучению. Он заключается в организации диалога между компьюте­ром и ребенком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называют интерактивными (диалоговыми). Диалог человека и ПС имеет свои особенности, его можно определить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем, проводимый с помощью интерактивного терминала по определенным правилам.
  • принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению.
  • принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознатель­но, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.

Т.о., современное образование, в т.ч. дошкольное, невозможно без компьютеризации педагогического процесса. И каждый участник образовательного процесса должен сам решить, идти ему в ногу с будущим, или вышагивать пятками назад.

 

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 10, 2914 

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (28.10.2016)
Просмотров: 106 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]