Понедельник, 20.11.2017, 14:54
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Игрушки и материалы, развивающие виды детской деятельности

ИГРУШКИ И МАТЕРИАЛЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основу образовательного процесса дошкольников должны составлять специфические виды деятельности, способствующие полноценному развитию. Согласно ФГОС ДО, к ним относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и двигательная активность. Отсюда и оборудование материальной среды: необходимое и достаточное количество предметов, обеспечивающих каждый вид деятельности. Здесь задача сводится к созданию условий для полноценной реализации тех видов деятельности, которые будут способствовать развитию детей на данном возрастном этапе, соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей конкретной группы ДОУ.

Основное количество необходимого материала неизменно. Вместе с тем его можно дополнить любым специфическим пособием, необходимым для реализации конкретной программы. Известно, каждый вид деятельности включает в себя несколько специфических типов, характерных для определенного возраста. Каждый вид деятельности предполагает специальное материальное оснащение.

1.Игровая деятельность – главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Поэтому необходимое требование к предметной среде группы – создание материальных условий для ее полноценной реализации. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, выделяются формы игровой деятельности, которые предполагают специфические игрушки и игровые материалы.

  • Режиссерская игра – создание воображаемого пространства, разворачивание сюжета с помощью игрушек. Для режиссерской игры необходимы игрушки-персонажи (образные игрушки) и соответствующая им предметная среда (предметы оперирования и маркеры «кукольного пространства»).
  • Ролевая игра – создание и проигрывание сюжетов от имени персонажа – требует атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркеры игрового пространства, соразмерные детям дошкольного возраста.
  • Игры с правилами, которые в свою очередь, делятся на подвижные со специальным оборудованием и настольные.

2.Продуктивная деятельность, т.е. активность, направленная на получение определенного результата, в дошкольном возрасте способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремленности, настойчивости и пр. выделяют следующие типы детской продуктивной деятельности:

  • конструирование – создание построек из различного вида конструкторов и строительного материала;
  • изобразительная деятельность – рисунок, живопись, аппликация, лепка;
  • составление картинок – построение целостных сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности разработан специальный игровой материал (вкладыши, разрезные картинки, пазлы, кубики);
  • ремесло – создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и т.д.) из специального, подручного или природного материала.

3.Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. На протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность существенно преобразуется, проходя путь от экспериментирования с предметами к оперированию знаковыми системами. В рамках данного вида выделяются следующие типы познавательной активности и, соответственно, обеспечивающие их материалы:

  • детское экспериментирование – практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств. С возрастом сложность объектов повышается;
  • восприятие детской художественной литературы и фольклора – важнейший тип деятельности. Способствует не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно необходимо обеспечить группу  - качественно и количественно – художественной и познавательной литературой, что является важным показателем ее материальной среды;
  • познавательные действия с наглядно-образным материалом,   включающим набор картинок для классификации (животные, транспорт, растения, виды спорта и т.д.), серию картинок для установления последовательности событий, набор парных картинок для сравнения и пр.;
  • учебная деятельность, предполагающая освоение учебных материалов (буквы, цифры, модели, схемы) и действий с ними. Предпосылки освоения данного типа деятельности формируются в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Их претворение предполагает специфический материал: всевозможные азбуки, магнитные доски, кассы букв и цифр, измерительные приборы и пр.

4.Для двигательного развития дошкольников также требуется  соответствующее материальное обеспечение, цель которого – стимулировать и развивать различные виды движений (лазание, прыжки, метание, бег и пр.). Речь идет о необходимом спортивном оборудовании, предназначенном для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты и т.д.).

Для каждого вида деятельности составлен примерный перечень предметов и материалов в соответствии с их назначением и с учетом возраста детей. перечень представляет собой своеобразный норматив, определяющий необходимое и достаточное число предметов и материалов, которые должны обеспечить разные типы детской деятельности.

Комплектуя группу материалами для каждого типа деятельности, следует учитывать:

  • количественный состав предметов и материалов, сопоставляя их с нормативом. В результате выявляется наличие и оптимальное количество данного вида материалов в группе ДОУ;
  • соответствие данного материала возрасту детей в группе и развивающий потенциал. Для разного вида материалов этот показатель конкретизируется разными параметрами;
  • возможность действия с данным материалом, которая определяется двумя аспектами: расположением материала в зоне досягаемости для детей и возможностью действий, которая обеспечивается фактическим состоянием данного материала.

 

По материалам «Дошкольного воспитания « № 4, 2010.

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (09.08.2016)
Просмотров: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]