Среда, 26.07.2017, 09:44
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Игротека - универсальная среда в ДОУ

ИГРОТЕКА - УНИВЕРСАЛЬНАЯ СРЕДА В ДОУ

Мир детей невозможно представить без игры. Недаром, по мнению специалистов, именно она выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удо­вольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положи­тельной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выпол­няет важные функции в его развитии:

  • дает возможность, прежде всего, удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать "как взрослый" врачом, поваром, моряком;
  • открывает широкие горизонты для общения прежде всего со сверст­никами, дает возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить "несерьезные" детские дела;
  • служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении;
  • помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и пр.;
  • способствует развитию пси­хических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, вооб­ражения, речи и т. д. (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллекту­ального и личностного по­тенциала ребенка);
  • служит фундаментом для успешного перехода к но­вому виду деятельности — учебе

Именно поэтому игра продолжает быть объек­том пристального внима­ния как ученых, так и практиков.

Сегодня, к сожалению, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны, родителям свойст­венно желание как можно лучше под­готовить своих чад к обучению в школе, а с другой — у них отсутствует пони­мание, что недоигравший ребенок бу­дет испытывать серьезные трудности в учебе.

Педагоги ДОУ, в свою очередь, ориентируясь на такой социальный за­каз, стали стремиться наполнить жизнь ребенка, особенно старшего дошкольни­ка, различными видами учебной деятель­ности. Наблюдения показывают, что многие воспитатели разучились иг­рать. Часто педагогу гораздо проще под­готовить и провести яркое интересное занятие, чем организовать полноценную игровую деятельность.

Развитию ребенка в игре способст­вует, с одной стороны, компетентное ру­ководство взрослого, а с другой — гра­мотная организация игровой среды.

Неоспоримым является тот факт, что игровое пространство дошкольного учреждения носит более развивающий характер, чем в семье.

Развитию замыслов увлекательно­го сюжета, построению интересных моделей мира и пр. будет способствовать расширение границ игро­вого пространства дошкольного учреждения.

С.Л. Новоселова выделяла важный базовый компонент про­странства детского сада — универсальную игровую зону, иначе гово­ря, игротеку. Пространство игротеки организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям творческого развития ребенка, форми­рования разных сторон его личности. Это незапрограммированная среда, которая расширяет поле деятельности ребенка.

Необходимо отметить, что возможности использования игротек очень широки. Основное их назначение — служить системообразу­ющим звеном игровой деятельности. Универсальность игротеки позволяет найти в ней занятие детям всех возрастов - от младшего до старшего дошкольного. Она обогащает игры, вносит существенное разнообразие в жизнь детей и взрослых.

Пространство игротеки может использоваться как для детей, посещающих ДОУ, так и не посещающих, тем самым расширяя гра­ницы взаимодействия детского сада и социума. Сюда могут прийти воспитанники из групп кратковременного пребывания, ее могут посетить дошкольники и родители, пришедшие в консультационный пункт. В игротеках также возможна организация работы разных специалистов ДОУ педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда и пр.

Игротеки могут носить как универсальный, так и тематический характер. Например, в условиях ДОУ возможно организовать следу­ющие виды игровых зон:

  • "В мире много сказок";
  • "Умники и умницы";
  • "Игротека по ПДД";
  • "Город мастеров";
  • спортотека и пр.

В каждой из таких игровых зон могут решаться как общие, так и специальные воспитательно-образовательные задачи.

Приведем некоторые примеры. При организации работы с детьми в игротеке "Умники и умницы", основной целью которой является целенаправленное развитие конструктивной и познавательной де­ятельности дошкольников, мы ставим общие (расширение представ­лений о разных сторонах действительности, обогащение кругозора и пр.) и специальные задачи (формирование познавательного интереса, умственной активности и пр.).

Работая с детьми в пространстве игротеки "В мире много сказок", педагог-психолог может использовать приемы эффективного метода сказкотерапии.

У воспитателей, которые признают недостаточность внимания к проблемам трудового воспитания, появится возможность познакомить детей с разными видами труда, изучить орудия производства (пока в игрушечном варианте) в рамках игротеки "Город мастеров".

Пространство спортотеки позволит обогатить физкультурно-оз­доровительную среду для расширения организованных и самостоя­тельно-игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста, что является актуальным в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Для каждой из игротек характерно свое наполнение. Так, в игро­теке "Умники и умницы" должно быть представлено большое коли­чество конструкторов разной степени сложности, интеллектуальных настольно-печатных игр, шнуровок, интерактивных развивающих центров, напольных и настольных дидактических игр, паззлов, домино, лото, можно также использовать детские компьютеры и электронные игры, игрушки-тренажеры, мольберт. Необходимо также добавить, что при подборе игрушек для игротек и организации пространства необходимо учитывать возраст детей.

Создание игротеки требует профессионального подхода и определенного уровня мастерст­ва, это совместное творчество педагогов, психологов и дизайне­ров. Все детали должны быть продуманы. Каждый элемент должен нести определенную на­грузку: в игротеке не может быть случайных игр, оборудования; игрушки, мебель, пол, стены — все служит развитию и обогаще­нию игровой деятельности до­школьника.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3, 2009

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (04.09.2014)
Просмотров: 1833 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]