Вторник, 26.09.2017, 20:59
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » педагогам

Формирование гендерной принадлежности дошкольников

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Глобальные изменения, происходящие в дошкольном образовании, наглядно прослеживаются как в многообразии его вариативных моделей и форм, так и в активном поиске механизмов управления его качеством, а так же в разрабатываемых компетенциях воспитанников ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. 

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и способность увидеть в ребенке его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны его личности. Процесс формирования гендерной принадлежности детей в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует раскрытию личностного потенциала каждого воспитанника ДОУ.

Под гендерной принадлежностью дошкольника понимается процесс осознания себя как представителя определенного пола. Однако осознание – скрытый от педагога, внутренний процесс, но он имеет поведенческие проявления. Учитывая социальную направленность понятия (гендер – это социальный пол), гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.

В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам ДОУ необходимо:

  • знать гендерный состав группы детей;
  • ориентироваться в специфике траектории развития детей, принадлежащих к различным гендерным группам;
  • учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола;
  • выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой;
  • ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой;
  • обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта;
  • создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;
  • знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения;
  • учитывать свою гендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.

Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника реализуется посредством внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода. Под гендерным подходом понимается  методологическая ориентация, ориентированная на культивирование индивидуальных особенностей ребенка и на основании этого предполагающая:

  • определение содержания, форм и методов воспитания;
  • создание гендероориентированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.

 

Организованная образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной принадлежности детей, если педагог сможет:

  • видеть детей различных гендерных групп и предъявлять объективные требования к ним;
  • учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп (готовность одних к восприятию и запоминанию материала сразу же, в начале занятия и неготовность других к активизации внимания в течение 9 минут после его начала); начинать НОД с материла, который интересен феминной  группе детей или суперинтересен маскулинной (это привлечет внимание, заставит воспринимать его вопреки физиологическим особенностям);
  • дифференцировать раздаточный материал по интересам (если изделие круглой формы, то дать возможность выбора: бусы феминной группе, колесо или руль – маскулинной);
  • опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы; если распределяем детей на подгруппы, то производим это на основании их деления на «идейных» детей (маскулинных) и тех, кто будет идею воплощать, делать мелкую работу (феминных);
  • опираться на высокую речевую способность феминных детей: предоставлять им возможность для дачи развернутых ответов, знать, что ребенок всегда хочет нравиться всем окружающим, в т.ч. педагогу; стараться быть деликатным с такими детьми в вопросах личного характера;
  • давать возможность маскулинным детям занимать лидерские позиции и при оценке деятельности учитывать, что, когда такие дети создают много шума, это не является сознательным нарушением дисциплины; оценивать следует не только конечный результат (он не всегда аккуратный), но и креативные идеи; оценка ребенка всегда субъективна и зависит от гендерных характеристик самого педагога.

Рекомендации для педагогов по организации предметно-игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода

1.Нетипичным, но встречающимся явлением считается выбор ребенком игрового материала, не соответствующего полу. Педагог должен следить за выбором роли и помнить: если мальчик в игре «Дочки-матери» исполняет мужскую роль, а девочка в военной игре – женскую, это не является нарушением развития ребенка.

2.Анализируйте поведение детей в сюжетно-ролевой игре, отслеживая полоролевое соответствие и  фиксируя разнообразие манипуляций с игрушками.

3.Оцените привлекательность для детей игрового материала и ролевой атрибутики с точки зрения одобряемых обществом образцов мужского и женского поведения.

4.Заведите «Дневник игровых действий», где вы будете фиксировать соответствие наиболее часто выбираемого сюжета игры наличию игрового материала. Это поможет выявить дефицит игрушек и устранить его.

5.Пополняйте среду игрушками в соответствии  с меняющимися потребностями детей. Помните: чем старше дети, чаще они создают разнополовые игровые объединения.

6.Создавайте условия для принятия ребенком половой роли: пополняйте среду игрушками, уточняющими действия ролевого персонажа в уголке для мальчиков и в уголке для девочек.

7.Обсепечьте достаточное количество игрушек в уголке совместных игр, чтобы ребенок без труда мог выбрать атрибут для самостоятельной деятельности.

 8.Организуйте выставку детской литературы, где герои ведут себя как настоящие «рыцари и принцессы»

Взаимодействие педагога ДОУ с семьей воспитанника на основе гендерного подхода представляет огромные возможности для реализации разнообразных форм индивидуальной и групповой работы: родительские собрания, освещающие вопросы индивидуализации  и дифференциации развития детей разного пола; родительские клубы, совместные мероприятия гендерной тематики; анализ воспитательного влияния семьи на формирование и развитие гендерного самосознания детей и пр.

Инструментарий взаимодействия: видеоанализ, дидактическая игра, тренинг, развлечения, консультации, портфолио семьи и пр.

Тематика взаимодействия: «особенности воспитания в семье разнополых детей», «Гендерная принадлежность игрушек», «Маленькие рыцари и принцессы», «Механизмы гендерной социализации», «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста различных гендерных типов», «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте как средство усвоения половой роли», «Растим будущего семьянина»; портфолио «Тепло родительского очага», «Дочки-сыночки»; кружковая работа с детьми «Самоделкин», «Мастерица».

Только методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии.

 

По материалам «Дошкольного воспитания» № 7, 2012.

Категория: педагогам | Добавил: Вероника (09.02.2015)
Просмотров: 900 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]